Никита Самарский: «Желание играть есть, а как пойдет — не берусь загадывать»


<p>				Никита Самарский: "Желание играть есть, а как пойдет — не берусь загадывать" </p>
<p>

Опытный универсал в возрасте Христа вернулся к родным пенатам, заключив контракт до конца сезона с переживающим не лучшие времена «Каустиком».

— Как стало возможным возвращение в «Каустик»?

— После ухода из Таганрога находился без клуба. Собирался поехать куда-нибудь за рубеж, рассматривал несколько вариантов. Но из-за сложной ситуации в мире ни один из них не выгорел. То прививки не подходили, то проблемы с документами, то локдауны, то еще что-то… Слишком долго ждал ответов от некоторых потенциальных работодателей. В итоге осталось пару вариантов, но они меня не устроили. Решил взять паузу и немного отдохнуть от гандбола, не став запрыгивать в уходящий поезд.

Вот и получилось, что лишь в ноябре подписался с «Каустиком». В такое время тяжело найти что-то более стоящее. Мог бы подождать до Нового года, но подумал, что лучше не терять игровую практику. С августа тренируюсь с «Каустиком», но хочется именно играть. Поэтому и вернулся в родной клуб.

— Можно подробнее о других вариантах?

— Звали в клубы катарского, иранского чемпионатов. В Европе несколько команд интересовались. Не сложилось.

— Оцените свое нынешнее функциональное состояние.

— Не скажу, что нахожусь в идеальных кондициях. Скажем так, в близких к оптимальным. Как уже говорил, с августа поддерживаю форму в клубе. Поначалу проводил по тренировке в день, но уже третью неделю занимаюсь полноценно, набираю кондиции. Думаю, сейчас они достаточно хороши, чтобы нормально играть в чемпионате России.

— Чем занимались во время паузы?

— Активно отдыхал. Прокатились с семьей по России. Можно сказать, культурно просвещались, познавая местные красоты. Открыл для себя живописные места в Волгоградской, Белгородской, Воронежской областях. Даже не знал, что их здесь так много.

— Что изменилось в «Каустике» за годы вашего отсутствия?

— Практически все, с кем играл, завязали с гандболом или разбрелись по другим адресам. Остались только Алексей Косогов и Никита Гугняев. Костяк составляет молодежь. Имеются талантливые ребята, у которых есть будущее. Беда волгоградского клуба в том, что он каждый год теряет лидеров. Так бы можно было сколотить боеспособный коллектив. А если вернуть всех уехавших, то хватило бы на две или даже три сильные команды.

— Лидеры уходят из-за скромных финансовых возможностей клуба?

— И поэтому тоже. Плюс «Каустик» давно не участвует в гонке за медалями. Трудно удержать людей, когда есть более заманчивая альтернатива. Даже в российском чемпионате полно других клубов, которые привлекают хорошими условиями и участием в еврокубках. Люди хотят развиваться и уезжают.

— Старше вас в «Каустике», и то всего на пять месяцев, только уже упомянутый Косогов. Будете для молодых эдаким «дядькой»?

— Помогу чем могу. Некоторым ребятам подсказываю. Надеюсь принести хоть какую-то наставническую пользу. А вообще у нас классная атмосфера внутри коллектива. Тренеры и руководство многое для этого делают.

— В какой роли видит вас тренерский штаб во главе с Рафаэлем Самитовым?

— Ха, этот вопрос лучше задать ему. Думаю, в основном буду выходить в обороне. Нужно укрепить центр. Хотя не исключаю, что дадут шанс проявить себя и в нападении.

— Как много матчей «Каустика» видели в этом сезоне?

— Все. Ходил на домашние. Впечатления? У ребят мало опыта. Когда идет равная игра «мяч в мяч», в концовке «Каустик» сдает. «Держалки» не хватает, хладнокровия. Парни начинают суетиться и допускают ошибки. Двух-трех оплошностей ближе к финальной сирене вполне достаточно, чтобы проиграть равный матч.

А так, считаю, мы ни в чем не уступаем большинству участников Суперлиги. Можем бороться и побеждать. Надеюсь, в дальнейшем продемонстрируем это.

— Задача на сезон — остаться в Суперлиге?

— Да. Но желательно попасть в плей-офф, то есть оказаться в восьмерке сильнейших.

— В четверг у вас «битва титаников» со СКИФом…

— …очень важный матч, поскольку это один из главных наших конкурентов.

— Краснодарцы замыкают таблицу, но явно приободрились в связи с улучшением финансовой ситуации. СКИФ можно назвать фаворитом?

— Я бы так не сказал. Мотивация будет огромной у обеих команд. Жду тяжелой игры.

— Провинциальные российские клубы периодически подают сигналы SOS, сетуя на нехватку средств на существование. У болельщиков «Каустика» есть повод для беспокойства?

— Бюджет волгоградского клуба скромный, но, насколько знаю, руководители делают все, чтобы команда ни в чем не нуждалась и зарплаты выплачивались четко в срок. В этом плане они большие молодцы. Стабильность есть и, надеюсь, останется.

— Волгоградцы доминировали на внутренней арене во второй половине 90-х и брали медали позже, уже при вашем участии. Воспитаннику клуба не горестно от того, что в последние годы команда решает совсем другие задачи?

— Горестно не только мне, но и всем выходцам из нашей гандбольной школы. Раньше хватало талантливых ребят, из которых можно было сформировать две или даже три команды, которые боролись бы за медали. Увы, это в прошлом, который год «Каустик» переживает спад.

Если рассуждать о причинах, то, как ни банально, корни уходят в детский спорт. Популярность мужского гандбола в России упала, а вместе с ней уменьшилось и количество занимающихся. Это печально, и я не вижу выхода из ситуации. Хотя есть люди, которые все же воспитывают достойных ребят, способных расти и добиваться успехов. Но то, что есть сейчас, в сравнении с тем, что было, — земля и небо.

Все начинается с детей. Если команды высшей лиги и дублирующие составы будут испытывать дефицит кадров, то и Суперлига пострадает.

— Вы словно спроецировали проблемы отдельно взятого клуба на весь мужской российский гандбол. Почему такой контраст с женским?

— Потому что девчонки, спасибо им огромное, выстрелили еще в 2000-х годах. «Звезда», «Лада» раньше шумели на международной арене, сейчас отлично смотрятся другие. Вдобавок огромный вклад в популяризацию вида спорта внесла сборная, выигравшая Олимпиаду. СМИ раскрутили ту команду, и родители повели дочерей в секции ручного мяча. Поэтому в российском женском гандболе все будет хорошо, он останется на высоком уровне. Кадры куются, талантливых игроков и грамотных тренеров полно. Приглашение серьезных иностранных специалистов тоже оказывает благоприятное влияние. Здоровая конкуренция делает свое дело.

— Что вам дал прошлый сезон в «Донских Казаках»-ЮФУ?

— Разочарование. Считаю, у руководства не совсем профессиональный подход к развитию клуба. И отношение к спортсменам такое, что… Не хочу никого обвинять, но то, что творилось в Таганроге, не есть правильно.

Среди игроков подобрался просто шикарный коллектив. Все ребята опытные. При Романе Фитилеве мы быстро наладили взаимодействия, отлично общались, все друг друга понимали. Может, наш главный тренер был не таким опытным, как хотелось бы руководству, но мы, гандболисты, легко нашли с ним общий язык. Дополняли друг друга, и этот симбиоз наставника и игроков нам нравился. А самое главное — мы давали результат. С учетом Кубка России одержали шесть побед при всего двух поражениях, шли в группе лидеров Суперлиги. И могли так же продолжать.

Но потом непонятно почему уволили Романа Николаевича, и началась тренерская чехарда. Каждый следующий наставник приходил со своим видением ситуации. У кого-то появились любимчики в составе. Короче, команда начала разрушаться. И это привело к тому, что мы не попали даже в восьмерку. Хотя и подумать о таком не могли, были уверены, что пройдем в плей-офф и поборемся если не за медали, то как минимум за 5-6-е место. Руководители поступили некрасиво, очернив многих ребят и не признав своих ошибок. Мол, во всем виноваты игроки, а начальство ни при чем.

В межсезонье «Донским Казакам» крупно повезло заполучить Сергея Бебешко. Это вообще большой плюс для российского гандбола, когда приезжают такие тренеры. Под него собрали хорошую команду. Но не знаю, надолго ли это и хватит ли «казаков» на весь сезон. Пока идут неплохо. Смотрю матчи с их участием и могу только похвалить. Молодцы, с таким тренером ребята приобретают ценный опыт. Дай бог, чтобы все у них было хорошо.

— До Таганрога вы выступали в Москве. Чем запомнился тот период карьеры?

— В «Спартаке» понравилось абсолютно все. Сильный клуб, продуманная до мелочей организация. Инвентарь, медицина — все на высшем уровне. Только положительные эмоции. С удовольствием продолжил бы там карьеру, но в клубе произошли изменения. Тем не менее расстались на позитивной ноте, хорошо поговорив с Василием Славиным. Тренеру Олегу Кулешову тоже благодарен, многое у него почерпнул.

— Вас устраивала роль в команде? Ведь вы выходили, как правило, только в защите.

— Изначально был удивлен, потому что в предыдущих клубах всегда играл на обеих сторонах площадки. Поначалу это на меня давило. Но потом Кулешов объяснил, что есть конкретная схема, в которой он видит меня основным действующим лицом. Тренер хотел, чтобы все силы я тратил на оборону.

Старался выполнять требования, и вроде бы стало получаться. После зимних сборов мы рванули вверх, набрали обороты и, думаю, до финала точно дошли бы. А там, возможно, даже что-то изменилось бы на самом верху иерархии. Глупо сейчас об этом говорить, но планы были грандиозными. К сожалению, вмешался коронавирус, не позволивший доиграть чемпионат.

— Два года назад столичный клуб не заявил вас в Кубок ЕГФ...

— Просто не успели вовремя подать документы, и я пропустил два матча со шведским «Мальме». Летал с командой на первый выездной поединок, но смотрел его с трибуны, так как не мог принимать участия. Увы, эта стадия стала для нас последней.

— Ваш легионерский опыт насчитывает три сезона в Турции. В чем особенности этого карьерного этапа?

— Вариант с Турцией возник спонтанно. После отъезда из Саратова приобрел статус свободного агента и заинтересовал сразу три турецких клуба. Как раз в 2016 году в местный чемпионат отправились многие ребята из России, Беларуси, Украины. Среди них были знакомые лица, поэтому тоже решил попробовать.

Признаюсь, очень понравилось. Порадовал уровень чемпионата, особенно в мои первый и второй сезоны, когда было много легионеров. Могу даже сказать, что по уровню турецкая лига в те годы не уступала российской. Помню, в состав какого-то клуба входили 14 иностранцев и только один турок. И легионеры приезжали качественные — помимо восточных славян, представители стран бывшей Югославии, африканцы из числа сборников.

Все шло хорошо, но потом вмешались политика и экономический кризис. Иностранцы стали резко покидать страну, потому что клубы больше не могли выполнить контрактные обязательства. Курс евро с долларом скаканул, а так как мы получали зарплату в валюте, нагрузка для команд выросла почти в полтора раза. У них не было возможности увеличить зарплатный бюджет, поэтому практически все отказались от легионеров, что негативно повлияло на уровень лиги. Остались три-четыре клуба, которые были более или менее конкурентоспособны на европейской арене.

А сейчас там вообще все плачевно. Сужу на примере «Бейкоза», который недавно встречался со СКИФом в Кубке ЕГФ. Когда я играл в Турции, за «Бейкоз» выступали вратарь Эдуард Максутов, который теперь в астраханском «Динамо», Стас Пшеничников и группа известных украинцев. Команда была на порядок сильнее той, что сейчас противостояла СКИФу.

— В декабре вам стукнет 34. Мысли об окончании карьеры посещают?

— Ха-ха, они меня посещали и в 25 лет. Перебарываешь все это, думаешь: нет-нет, я еще могу! Желание играть есть, а как пойдет — не берусь загадывать. Главное, чтобы здоровье не подвело.

— Не думали, чем займетесь на «пенсии»?

— Пока нет. Рановато еще. Одно знаю точно: после гандбола меня ждет много интересного.

handballfast.com

Источник: hand-ball.ru



Добавить комментарий