Фото: Давит Качарава выступал в России за Енисей-СТМ © РК Енисей-СТМ
Бывший игрок сборной Грузии Давит Качарава во второй части эксклюзивного интервью с Rugger.info рассказал, какие у него остались воспоминания от выступлений за «Енисей-СТМ», а также о противостоянии с командой России.
Не могу не спросить, с учетом того, сколько лет вы играли в России. Вы еще следите за российским чемпионатом?
— Конечно! Не скажу, что каждую игру смотрю, но просматриваю много матчей. Последний — финал Кубка России между «Енисеем» и Монино.
Тогда скажите, попытку надо было отменять?
— (смеется) Это я не буду комментировать! Но игра была очень классная. Здорово, что «Енисей-СТМ» играет в одной группе с «Черным Львом». Когда пацаны приедут в Тбилиси, буду рад их увидеть. «Енисей» — очень хорошая команда, мы четыре года участвовали в Кубке вызова, одерживали победы. Когда попали туда, это был совсем другой уровень, другие шансы на то, чтобы продвинуть регби. Да, наша команда побеждала из года в год во внутреннем чемпионате. Ну, выигрываешь ты один раз, второй, и как будто продолжения нет. А тут появился шанс играть с европейскими клубами. Помню, как мы все стремились к этому, как были рады получить такую возможность. Кстати, в первый же год мы одержали две победы на групповом этапе.
У меня всегда были очень хорошие отношения с Александром Юрьевичем Первухиным. Юрьич — человек, который обожает регби. Он — просто фанат регби. Годы идут, а он не меняется, как мотор держит свою команду, дисциплину. Он — человек, достойный очень большого уважения, который очень многое сделал для российского регби.
Вы играли за «Енисей», будучи игроком сборной, у вас же наверняка были предложения выступать за границей, но вы оставались в Красноярске…
— Я в 2008 году один год играл за «Енисей», однако потом случилась война, и после этого я уехал во Францию и выступал там четыре сезона. Кстати, я там довольно неплохо играл, проявлял себя хорошо в каждом матче. Но я выступал в третьей лиге — Федераль 1. Каждый год ждал своего шанса попасть в хорошую команду, когда открывалось трансферное окно, связывался с агентами. Они говорили — да-да-да, но ничего не получалось. И в один прекрасный день я сказал — все, хватит, уезжаю в Россию. Контакт с Юрьичем я не терял. Не буду обманывать, контракт с «Енисеем» был более удобный, чем во Франции. А если сравнивать «Енисей» с клубами Федераль 1, то российский клуб был намного более профессиональным. И я в России был больше профессионалом, чем во Франции.
Форвардам во Франции легче пробиться?
— Да. Конкуренция очень высокая. Трехчетвертные островитяне из Фиджи, Тонга, Самоа во Франции играют очень хорошие. Да и среди французов много очень сильных игроков. Их ооочень много. Если в России надо пробиться через конкуренцию с 10 игроками, то там — с 2000. К тому же, имеют значение везение и фортуна. У меня, кстати, еще в юности был шанс поехать во Францию, чтобы учиться там в университете и играть в Pro D2. В последнюю минуту тогда переезд сорвался. Но я не жалею ни о чем. Очень рад, что играл за «Енисей-СТМ».
Скучаете по Красноярску?
— Не скажу, что прямо скучаю. Но у меня там друзья. Мы с однокомандниками всегда дружили, хорошо проводили время. И сейчас дружим! Отношения остаются. Они хорошие ребята, я их всех всегда уважал. Много хороших моментов мы пережили вместе, у меня остались очень хорошие воспоминания о том периоде жизни.
Как человек, который участвовал во множестве матчей между сборными России и Грузии,скажите, чего пока не хватает команде России?
— Во-первых, и пусть россияне не обижаются на меня, я думаю, что у сборной Грузии просто со спортивной точки зрения команда сильнее. 80% игроков выступают в больших чемпионатах — во Франции, в Англии. Кроме того, каждый матч между Россией и Грузией всегда, хочешь ты того или нет, был больше, чем спорт. Именно для Грузии, не для России. К примеру, играли мы летом матч с Фиджи, пришли болельщики, журналисты и первым делом спрашивают: «Как вы там, Россию обыграем?» То есть, даже летом они уже ждали только игры с Россией. Для наших болельщиков, для Грузии обыграть Россию, наверное, было даже важнее, чем обыграть Францию.
Вам это придавало мотивации?
— Конечно! Но это же еще и очень большая ответственность. Ты не можешь проиграть. Тебе страна, болельщики не дают шанса на ошибку, потому что она будет тебе стоить дороже всего. Так было многие годы. Сейчас, наверное, так же, хотя все же отношение стало поспокойнее, утихло потихоньку. Наши болельщики тоже выросли, они хотят, чтобы мы покоряли другие вершины. Победы над Россией уже не так важны, они уже стали традицией.
Вы говорили о том, какую важную роль в составе сборной Грузии играют регбисты, выступающие за рубежом, но в России очень немногие едут играть в иностранные клубы, хотя, как мне кажется, вполне могли бы. У вас есть этому какое-то объяснение?
— Наверное, они не едут, так как зарубежные клубы не предлагают очень хорошие контракты. Такие предложения очень редко поступают. Если бы в Грузии ребята получали такие же зарплаты, как в России, думаю, многие бы не уезжали во Францию. Хотя для грузинских игроков эта дорога во Францию уже, как говорится, протоптана, и даже если зарплаты поднимутся, уверен, все равно будут уезжать. Но если я в России, к примеру, получаю 3000 долларов, а мне там предлагают 1500, поеду ли я? Я в России видел игроков, которые получали предложения из Европы, но отказывались, потому что очень хорошо себя чувствовали на родине. А если бы такое предложение поступило игроку в Грузии, я на 100% знаю, что никто бы не отказался.
Беседовала Елена Дьячкова
Читайте также:
Давит Качарава: «Как нам открыть эту дверь, чтобы войти в элиту регби?»
Гия Нижарадзе: «Со следующего года грузинская франшиза будет участвовать в первом дивизионе Карри Кап»
Иосеб Ткемаладзе: «Левана Маисашвили нам бог вернул!»
Иосеб Ткемаладзе: «Я показал всем, что открыт»
Источник: rugger.info